cc07de13

Бардасова Элеонора - Концепция 'возможных Миров' В Свете Эстетического Идеала Писателей-Фантастов А И Б Стругацких



КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи
БАРДАСОВА ЭЛЕОНОРА ВЯЧЕСЛАВОВНА
КОНЦЕПЦИЯ "ВОЗМОЖНЫХ МИРОВ" В СВЕТЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ИДЕАЛА
ПИСАТЕЛЕЙ-ФАНТАСТОВ А. И Б. СТРУГАЦКИХ
10.01.01. - Русская литература
Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор Нигматуллина
Ю. Г.
КАЗАНЬ-1995
ВВЕДЕНИЕ
В переломные моменты исторического развития человечества возникает
потребность в четких нравственных, духовных и идейных ориентирах. Именно
тогда, когда прежние идеалы оказываются развенчанными или морально
устаревшими, тормозящими поступательное движение общества, возникает
опасность полной идейной дезориентации, потери человеком нравственного
"стержня", и, как страшное и необратимое следствие этого, сокрушительный
распад личности. В такие периоды литература, как особый феномен, тесно
связанный с законами окружающей действительности, стремится препятствовать
отторжению человеческой индивидуальности от исторического процесса. С
помощью определенных форм выражения, например, фантастики, литература,
обладая огромным оценочным потенциалом, помогает человеку выработать
личное отношение к глубинным проблемам бытия, прежде всего, через
эстетический идеал. Эстетический идеал писателя служит интегратором
потенциального смысла художественного произведения, в котором
представление о прекрасном воплощается в эмоционально-образной форме.
АКТУАЛЬНОСТЬ нашего исследования связана именно с этой отправной мыслью и
обусловлена точкой зрения о эстетическом идеале как самом чутком
художественном инструменте познания смысла человеческого предназначения. А
форма фантастического1 произведения позволяет усилить эффект "постижения
истины" с помощью воссоздания многочисленных вариантов развития моделей
действительности.
Фантастика продолжает оставаться малоисследованной областью литературы и
культуры. Несмотря на выявленные в последние десятилетия некоторые важные
функции фантастических произведений (например, прогностическую,
воспитательную, оценочную и др.), все еще не до конца понятен механизм
психологической притягательности фантастики в общественном сознании, пути
воздействия содержания и формы ее на личность. Кроме того, не найдено еще
и достойное место фантастики в современном искусстве.
Вместе с тем, современная эпоха с ее активными методами анализа и
систематизации фактов накопила к настоящему времени внушительный комплекс
знаний о фантастической литературе. В частности, сформировались критика и
литературоведение фантастики, получившие в последнее время название
фантастоведения (64;6) как комплексной науки, исследующей историю и теорию
этого явления в их неразрывном единстве.
Фантастике посвящено значительное количество работ критиков, публицистов,
писателей-фантастов, исследователей. В острых дискуссиях ученые пытаются
выявить сущность фантастики, ее функции, спорят о том, жанр ли это или
особый род искусства, дают различные классификации, намечают перспективы
развития фантастической литературы (44), (54), (74), (78) и др. Новая
волна интереса к фантастике возникла в критике в середине 1980-х годов,
когда социально-политические изменения в нашем обществе создали
благоприятные условия для публикации большого числа фантастических
произведений, в том числе и написанных в социально-критической манере2.
Обзор критических и научных работ, посвященных выявлению сути фантастики и
ее эволюции, будет представлен в данном случае



Назад